Как воспитывать щенка в разном возрасте?

В разном возрасте щенки демонстрируют отличия в поведении. Проявляются они в характерных особенностях периода: физиологическом взрослении, кормлении и восприятии окружающего мира. Беря во внимание эти признаки, вы сможете вырастить и воспитать здоровую и послушную собаку, доброго друга и партнера. Владельцы собак постоянно задают вопросы, как воспитывать щенка и когда начинать воспитание щенка. Несмотря на принадлежность к породе, щенка следует начинать воспитывать с момента, когда он появился у вас в доме. Понятно, что начинается все с приучения к туалету, пресечения желания погрызть вещи и обувь, и переходить со временем к более сложным командам.

На вопрос, как воспитывать щенка, есть короткий, но объемлющий ответ. Собаку воспитывайте, как собаку! Стоит пояснить это изречение. Одни хозяева, питающие к своим любимцам бескрайнюю любовь, относятся к щенку, как к собственному ребенку, взывают к совести и разуму, много объясняют, думая, что собака понимает человеческую речь. Щенок не понимает, продолжает проявлять неразрешенное поведение, а владелец только разводит руками, обижается и сетует, что попалась «не та» собака. Есть и другая крайность – хозяева проявляют вседозволенность, мол, пока еще маленький, еще рано. Они рассчитывают потом отдать собаку на дрессировку и там одним махом выбить из головы питомца, тот чувствует себя, как главный в семье и начинает навязывать свои условия.

Ученые собаководы разделили щенков на четыре возрастные категории, в которые они демонстрируют схожие поведенческие реакции. Возьмем щенка в возрасте жизни до трех недель, это период отработки безусловных рефлексов. Он от рождения слеп и глух, из органов чувств проявляются обоняние, вкус, ощущение прикосновения и температуры тела, рабочий с рождения и вестибулярный аппарат. Цуцики в этот период полностью зависят от матери, большинство времени спят и набирают вес.

К трем неделям жизни детеныши слышат и видят, могут сидеть и ходить. Начинается второй период взросления – время начальной условно-рефлекторной адаптации. В этот промежуток щенки могут бегать и явно реагировать на внешние раздражители, они познают мир, начинают получать жизненный опыт и формировать условные рефлексы, пока лишь оборонительные (убежать, спрятаться). Они проявляют больше интереса, играют друг с другом, отходят от мамы и изучают новые предметы. К концу этого периода щенки могут формировать рефлексы не только на вкусовые раздражители (лакомство), но и реагируют на прикосновение и нажатие. Рефлексы образуются еще медленно, но после многократных повторений упражнения можно привить новый рефлекс.

От пяти недель до трех месяцев наступает третий период – экзальтированный, он имеет основное значение для начальной дрессировки и воспитания щенка. Молодняк уже живет без материнской заботы, поэтому трудности по уходу ложатся на плечи владельцев. В этот период собаки начинают изучать внешние раздражители – других собак, людей. Навыки приобретаются легко. Уделить внимание приучению к собственной кличке пора в полтора месяца, а с двух начинать изучение команд. Сначала это «место», «ко мне» и «гуляй». Много времени нужно посвятить прогулкам со щенком.

От трех до 6-7-и месяцев формируется нервная система – это четвертый период взросления щенков, складывается индивидуальный характер. Легко уже даются команды на тормозные реакции, как «фу», «сидеть», «лежать». Надо отдавать много внимания и времени в этот период своему питомцу, научиться его успокаивать, набраться терпению, чтобы по несколько раз модулировать ситуацию, в которой закрепляются условные рефлексы.